Доклад. Формирование нравственных навыков поведнния детей в муз. деятельности


Доклад.

(Слайд 1) Формирование нравственных навыков поведения детей в музыкальной деятельности.

(Слайд 2) «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

(Слайд 3) Музыкаявляется одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

                                                                            Ожегов С.И.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человеческого общества. Результатом такого воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

      Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на что и те, и другие считают доброту и отзывчивость.

     Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Если не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло».

(Слайд 4) Сухомлинский считал, что «основа нравственного воспитания закладывается в раннем детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Музыкаявляется одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

(Слайд 5) Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а воспитание, прежде всего человека».

(Слайд 6) Развивая всего три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, воображение и чувство ритма, музыка достигает таких целей:

1. формирует эмоциональную сферу;

2. воспитывает чуткости к прекрасному;

3. обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями

4. развивает мышление и интеллект;

5. улучшает общее духовное развитие.

6. способствуют становлению характера.

Одним из наиболее доступных в детском саду нравственных средстввоспитания детейявляетсяпроведение  музыкальных занятий.

(Слайд 7) Основными целями формирования нравственных качеств дошкольников в музыкальной деятельности являются:

  • Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.
  • Воспитывать у них стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помогать преодолевать свои недостатки.
  • Стимулировать развитие, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

    Музыкальные произведения, которые отбираются для музыкальных занятий, направлены на формирование этических представлений детей, на развитие эмоциональности и чуткости. Ведь музыка отражает окружающую действительность в звуковых образах: всё многообразие жизни, все её стороны и проблемы: любовь к родной стране, семье, природе, животному миру, понятие дружбы, добра и зла, радости и грусти и т.д.  

     В инструментальных произведениях акцент ставится на проясняющем слове педагога. Педагог помогает детям понять, о чем музыкальное произведение, какой образ композитор хотел передать слушателям.\

(Слайд 8)

В пении влияние на нравственную сферу происходит уже в двух аспектах. С одной стороны, в песне передается определенное содержание, которое помогает ребенку понять смысл произведения, о чем оно; с другой стороны – музыка которая эмоционально окрашивает это произведение.

(Слайд 9, 10, 11, 12.)

      Песни дети поют в основном в хоре. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в общественной деятельности, способствуя таким образом формированию организованности, слаженности, дисциплинированности, воспитывает чувство коллективизма и дружбы.А также воспитывает эстетический вкус, фантазию, развивает творческие и музыкальные способности. (чувство ритма, чистоту интонирования, музыкальную память, умение вместе начинать и заканчивать пение, умение прислушиваться к товарищам, а так — же эмоциональность и ответственность). 

(Слайд 13) Так – же большую роль в нравственном воспитании играют музыкальные игры.

(Слайд 14, 15, 16,17,18, 19.)

      В музыкальных и театрализованных играх всегда есть определенные правила, которые ребенок должен соблюдать. В них сюжет и роли являются моделями поведения в реальной жизни. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует освоению ими норм и правил.

     Важную роль в становлении поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых для него взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели, педагоги) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Ведь дети наблюдают за взрослым каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

    Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, чтобы взрослый не просто задавал их как, то, что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы те или иное правила, та или иная норма. При этом, взрослому необходимо предоставлять ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей.

     Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения, доброжелательность, доверие между ребенком и взрослым.

     В раннем возрасте закладывается наиболее важные способности. Ребенок как чистый лист бумаги, открытый и непосредственный. Важно в этом возрасте, пока он еще плохо говорит, научить его с помощью движения и музыки общаться с окружающими, передавать эмоции. Для этого нужно подарить ребенку как можно больше радостных и положительных эмоций. Слушая понятные в силу его возраста песенки о собачке, кошечке, медведе… научить двигаться соответственно музыкальному образу. Прививать интерес к музыке, развивать музыкальный слух и музыкальную память, помочь овладеть простейшими певческими навыками.

     Дети среднего возраста уже более эмоциональные, умеют напевать песни, эмоционально реагируют на музыкальные произведения. У них уже есть определенный музыкальный опыт. Они могут регулировать свое поведение, выражать свои эмоции, делиться игрушками и музыкальными инструментами, но в основном с теми детьми, с которыми дружат. Они могут понимать последствия своих действий и поступков, умеют сопереживать и сочувствовать. Например, видя, как у другого ребенка что – то не получается, могут предложить свою помощь. Произведения для них подбираются уже более сложные. Более яркие и контрастные эмоционально.     Дети старших групп уже достаточно быстро схватывают предложенный им репертуар: быстро запоминают слова, мелодию и смысл песен; танцевальные движения уже не вызывают больших затруднений, они четко слышать веселая или грустная музыка звучит и подбирают соответственный темп и движения; при слушании музыки они могут активно проявлять свои эмоции и говорить о своих представлениях, переживаниях. Произведения для них опять усложняются, добавляются произведения вызывающие патриотические чувства (гимн России, гимн Бурятии), даются для слушания и исполнения произведения в народном стиле, рассовая принадлежность (русские и бурятские хороводы), произведения о маме (вызывающие чувство нежности и любви), веселые и шутливые произведения. То есть те произведения, которые помогут ребенку пережить всю гамму чувств и эмоций. Позволят стать человеком не равнодушным, чутким, и понимающим.И так, музыкальные занятия (коллективное пение, танцы, игры) когда дети охвачены общими переживаниями, создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием ребенка, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищу, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности.      

     (Слайд 20, 21, 22, 23, 24, 25). Так – же занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов деятельности (пения, слушание музыки, движения под музыку игры на детских музыкальных инструментах, и.т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка. Программный репертуар очень обширный и разнообразный. Кроме программного на занятиях можно использовать дополнительный музыкальный материал, который представлен в методических журналах «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»

Итогом правильно поставленной и проведенной работы, как правило являются утренники, на которых видны различные взаимоотношения детей, их отношение к происходящему, к воспитателям, к родителям.

(Слайд 26, 27, 28, 29).

Музыка наряду с театром, литературой является одним из мощнейших средств воздействия на культурно-нравственное воспитание ребенка, оказывает положительное воздействие на общее развитие, способствует наиболее успешному участию ребенка в других видах деятельности.

И так, музыкальные занятия (коллективное пение, танцы, игры) когда дети охвачены общими переживаниями, создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием ребенка, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищу, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности.

Широко используется в процессе совместных игр элементы музыкально-театрального воспитания.

(Слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40).  

Изготовляются куклы – рукавички, с которыми обыгрываются с детьми небольшие музыкальные пьесы, этюды, театральные сценки и кукольные спектакли.

Такие музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно. В процессе музыкально-театральной игры персонажи обретают черты знакомых ребенку людей и обстоятельств. Они учатся оценивать добро и зло, делать первые шаги в сторону ценностного освоения мира. Создавая портрет героя, моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляют свой характер, мечты, надежды. 

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека и позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельного, активного, проявляющего инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивого на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства.

Музыкальный руководитель: Петрова А.М.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна Центр развития ребёнка- «детский сад «Гармония»