Методическое пособие. Музыкальные гостиные


Фольклор, как средство приобщения к народной культуре дошкольников

для детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«МБДОУ «Детский сад «Карамелька»

Методическое пособие.
Музыкальные гостиные
«Фольклор, как средство приобщения к народной культуре дошкольников».

для детей старшего дошкольного возраста»

Составитель: Музыкальный руководитель Петрова А. М.,
1 квалификационной категории
«МБДОУ «Детский сад «Карамелька»

г. Тулун

Содержание

IПояснительная записка3
IIМузыкальная гостиная для старших дошкольников.
«Заходите на огонек!»
5
ШМузыкальная гостиная для старших дошкольников
«В гостях у Марфушеньки–рукодельнице»
11
IVМузыкальная гостиная для старших дошкольников
 «Кузьминки: встреча зимы»
20
V Музыкальная гостиная «Фольклор, как средство приобщения к народной культуре дошкольников»24
VIАналитическая записка27
VIIМетодическая литература28
VIIIНотная литература29
IXПриложение 1
Танец «Вдоль по улице молодчик идет» (авторский) для старшего возраста к музыкальной гостиной
«Заходите на огонек!»
 
Приложение 2
Иллюстрации фото к музыкальным гостиным.
30

I Пояснительная записка
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух. Фольклорные праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа.
Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности воспитанников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни, танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создаёт основы его национальной культуры.
Фольклорные праздники имеют особую значимость, по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое и праздничное действие и детей, и взрослых. Русский фольклорный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности.
Ценность фольклорного праздника заключается, главным образом, в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений.
Приоритеты:
1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Организация народных праздников и соблюдений традиции. В них фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, походными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

II Музыкальная гостиная
«Заходите на огонек!»

Цели: Воспитывать любовь к своей малой родине; развивать музыкальную культуру.
Задачи:

Прививать любовь к русской народной песне сибирского края;

Развивать знание родного языка;

Формировать у детей представления о русской обрядности;

Познакомить детей с разными видами фольклора.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедиа-проектор.

Персонажи: Хозяйка, Пряха, дед Ерофей.
Реквизит: Печь, домик, лавочки, дорожки, крынка, чугун, ухват, веретено, прялка, ложки деревянные.
(Дети входят под музыку, кланяются и садятся).
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать в мою горницу, милости прошу (поклон). Сегодня мы с вами узнаем много интересного, будем петь, плясать, играть и всех потешать. И гости к нам придут, много интересного с собой принесут.
(Под музыку входит пряха).
Пряха: Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо, что вы меня к себе в горницу пригласили. Хорошо у вас здесь, уютно. Поведаю вам, что мне моя бабушка рассказывала о том, как проходили праздничные посиделки. Готовились они заранее. Сперва обходили избы, приглашали всех, потом запрягали лошадей и катались по всей деревне с песнями. А еще веселили друг друга потешками и прибаутками. А знаете ли вы их?
Дети: Лиса по лесу бежала, лиса хвостик потеряла. Ваня в лес пошел, лисий хвост нашел. Кукареку петушок, золотой гребешок, вскочил Маше на шесток, уклюнул блинок.
Пряха: Знаете, молодцы. А я вам хочу еще загадать интересные загадки.
1 слайд балалайка.
Загадка первая: Три волшебные струны, серебристы и стройны, как зальются, зазвенят, хоть кого развеселят, кто такая отгадай-ка, это наша…
Дети: Балалайка.
Пряха: Правильно. Ребята, а что за инструмент балалайка?

Дети: Русский, народный инструмент.
2 слайд гармошка.
Пряха: А, вот еще загадка: морщинистый Тит, всю деревню веселит.
Дети: Гармошка.
Пряха: А, что это за инструмент?
Дети: Тоже русский, народный инструмент.

Пряха: Ну, молодцы! Наверное, и петь вы удальцы?
Дети: Да!
Песня «Гармошечка».
Стук в дверь. Входит бабушка.
Бабушка: Я весною на завалинке, а зимой в горнице посиживаю. Сижу – на народ гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Это моя корзина-копилка (показывает). Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышленый – погляжу.
• В избе изба. На трубе – труба. Зашумело в избе. Загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идет (Печь).
3 слайд стол.
• Под крышей четыре ножки, и на крыше суп да ложки (Стол).

4 слайд самовар.
• В небо дырка, в землю дыра, а в середине огонь, да вода (Самовар).

Хозяйка: Ребята, а мы с вами знаем пословицы и поговорки. Давайте их бабушке расскажем.
• Землю красит солнце, а человека – труд.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Была бы охота – будет ладиться работа.
Бабушка: Вот и пополнилась моя корзиночка — копилочка!
Хозяйка: Бабушка, а еще мы хотим подарить тебе веселую песенку.
Песня «Чудо-балалайка».
(Приплясывая, входит дед Ерофей с песней «Вы послушайте, ребята»)
Бабушка: А, вот и мой сосед дед Ерофей пожаловал к вам в горницу.
Хозяйка: Проходи, дедушка, проходи, нас тоже повесели.
Дед: Я веселье услыхал, и к вам сразу прибежал. Люблю петь и плясать, старину восхвалять. (Поёт песню «Старина»)
А сейчас я проверю, как вы слова старинные знаете.
5 слайд веретено.
• Приспособление для прядения… (Веретено).

6 слайд крынка.

• Узкий, высокий молочный горшок… (Крынка).

7 слайд плетень.

• Изгородь из сплетенных прутьев… (Плетень).

8 слайд ухват.

• Надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков в русскую печку… (Ухват).

9 слайд чугунок.
• Металлический горшок (Чугунок).

Дед: Ну, молодцы, хорошо все старинные слова назвали.
Бабушка: Эх, дед Ерофей, пляши веселей, своих лаптей не жалей.
Песня «Дед Ерофей».
Дед: (показывает деревянную ложку): Издавна на Руси люди ели деревянными ложками.
Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена.

А если умелец ее возьмет в руки, то и заиграет она. А ну, мастера-ложкари, играть и плясать выходи!
Танец «Вдоль по улице молодчик идёт».
1 куплет

Дети с деревянными ложками стоят по кругу. Осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук.
2 куплет
Удар около правой щеки, затем около левой, и три удара перед собой.
3 куплет
Удар ложками с наклоном вперед, затем удар ложками, подняв их вверх над головой.
Проигрыш
Дети играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены к друг другу. Черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге, и ладони (находящейся над головой).
Дед: Ну вот, попели, поплясали, но еще со мной вы не играли. Становитесь-ка в кружок, заводите хоровод.
Русская народная игра
«Дедушка Рожок»
Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «Дедушка Рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают «Никто!» — и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:
Дедушка Рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Дедушка Рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Хозяйка: Ну, ребята, спасибо, что в моей горнице побывали, многое чего узнали,
приглашаю всех к столу, чаем вкусным с караваем угощу. Чаепитие.

Ш Музыкальная гостиная для старших дошкольников
«В гостях у Марфушеньки –рукодельнице»

Цель: Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору через потешки, прибаутки, скороговорки, частушки, танцы.
Задачи: — Обучение детей сольному, ансамблевому, хоровому народному пению;
-Знакомить детей с разными видами народного искусства;
-Изучение и использование широкого фольклора (сказок, песен, частушек, поговорок, пословиц, скороговорок, прибауток, русских народных игр.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедиа-проектор.
Реквизит: Ширма русской горницы, ложки деревянные, домовенок Прошка, коза (Тряпичные куклы) вышитые полотенца, салфетки, скатёрки.
Персонажи: Марфуша-рукодельница, домовёнок-Прошка, (Под музыку дети входят в зал, садятся).

Марфуша рукодельница (Муз. Руководитель): Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в мою горницу! Глядите, печь у меня какая расписная,
1 слайд русская печь.

2 слайд скатерть расшитая.
.

а полотенца какие яркие! Скатёрки расшитые, салфеточки.

Ждет здесь гостей всегда праздник с самоваром, с пряниками, загадками да сказками, с шутками да прибаутками, потешками и скороговорками. (Слышится стук за ширмой).
Марфуша рукодельница: Ой, кто это там стучится? Да это мой дружок, домовенок Прошка! Где домовые живут, там добро и уют!
Прошка (поет, появляясь из-за ширмы):
Тра-ра-ра, тра-ра-ра,
Веселюся я с утра.
Очень я люблю гостей,
Заходите поскорей.
Марфуша рукодельница: Прошка, дружок, а гости уже тут, пришли!
Прошка: Ой, здравствуйте!
Я давно уже вас жду,
Что-то рассказать хочу.
Марфуша рукодельница: Да-да! Прошенька, давай сегодня мы что-то интересное нашим гостям расскажем и покажем. А расскажем мы о том, как раньше жили наши предки – прабабушки и прадедушки. Чем они занимались, какую носили одежду, как у них проходили посиделки-вечёрки.
Марфуша рукодельница: Давным-давно, когда нас еще не было на свете, в местах, где много леса, по берегам рек и озер, ставили свои дома и постройки наши предки
3 слайд дом возле леса.

4 слайд лес.

А почему возле леса

5 слайд грибы.

– лес и дикий мед, ягоды и грибы. Недаром народ сложил много пословиц о дарах леса, например, о грибах

1. Где один гриб, там и другой.
2. В молчаливые годы грибы растут.
3. Много комаров – готовь много коробов.

6 слайд цветы валерианы.

Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье растет. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерьяны.

7 слайд цветы липы
А липовый цвет снимает жар

8 слайд подорожник
9слайд берёза

Подорожник и сок березы лечат раны

Народная мудрость дает много советов о том, как сохранить здоровье
Живи просто, доживешь лет до ста.
1. Кто долго ждет, тот долго живет.
2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
10 слайд одежда
Одежду носили не такую, как мы сейчас носим, и называлась она портами или
портищами.

11слайд головные уборы
Поэтому мастера, который ее шил, и называли портным. Головные уборы, шапки у мужчин называли колпак, а женщины носили кокошники и шапочки.

Богатые носили шапки из шерсти овцы. Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни.

12 слайд обувь

Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки – чоботы. Но, в основном, шили сапоги – которые носили все: и женщины, и мужчины, и дети. Валенки-катанки появились только в XIX веке, и делали их из овечьей шерсти. Изготовление валенок было дело трудоемким, поэтому стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

13 слайд валенки. 14 слайд лапти.
А самой распространенной обувью были лапти.

Недаром старину называли «лапотной Русью». Лапти появились в глубокой древности, плели их обычно старики. Ох, и отплясывали в них! Давайте и мы с вами и весело попляшем.
(Дети исполняют русскую пляску и садятся).
Прошка: Делу – время, а потехе – час.
А сейчас я вас буду потешать загадками, сказками, потешками, поговорками, да прибаутками, а вы не зевайте за мной все повторяйте. (берет в руки игрушку-козу и говорит):
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
За перила зацепилась
Прямо в речку угодила. Бух!
(Дети повторяют).
Прошка: А, еще я вам хочу загадки загадать про русские народные сказки. А ну не зевай, быстро отвечай.
-Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — …
(Теремок)

-Бабке Ёжке птицы служат —
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
(Гуси-Лебеди)

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?
    (Семеро козлят)

-Носик — круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький — крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их, но до чего же
Эти братья не похожи!
(Три поросенка)
Марфуша-рукодельница. А я знаю шутки, потешки, прибаутки, слушайте запоминайте и со мною повторяйте.
Прибаутки, потешки
Лень, отвори дверь.
Дом горит! Сгоришь!
Вставать лихо.
Хоть сгорю, а не отворю.


Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.


Где кисель — тут и сел.
Где пирог — тут и лег.
Где блины — тут и мы.
Где щи с мясом —
Тут и место наше.
Приговорки
Ты пасись, коровка, дольше,
Молочка неси побольше,
Клеверком питайся спелым,
Молочко чтоб было белым,
По долам ходи, по горкам,
Дома ждем тебя с ведерком.

Прошка: Что-то я заскучал. Пойду попляшу, вам частушки пропою, а вы не зевайте мне на ложках подыграйте. (Поёт частушки)
1. Ой, ребята-дошколята
Хорошо играете,
Я частушки пропою
А вы мне подыграете.

2. Ой, ложки мои деревянные
      Щи люблю из них хлебать
      И на празднике играть.

3. Ложки весело стучат
      Звоном заливаются,
      Ноги в пляс идти хотя
      И не заплетаются!

Марфуша-рукодельница: Ну, домовенок, молодец! Весело плясал и частушки распевал.
Но ещё мы с Прошкой не играли. Становитесь все скорей и играйте веселей!
Игра «Угадай, на чем играем».
(Дети идут по кругу и поют:)

Ой, ты, Проша-домовой,
Не мотай, ты, головой,
Разгадать тебе пора,
Что мы делали с утра.
(Дети останавливаются, имитируют игру (на ложках, балалайке, гармошке). Прошка отгадывает, на чем играют дети).
Марфуша-рукодельница: Молодцы, ребята! Хорошо с Прошкой поиграли – и много сегодня нового узнали. На прощание хочу угостить вас сибирскими ватрушками – шанежками. (Угощает).

IV Музыкальная гостиная «Кузьминки-встреча зимы»
«Кузьминки: встреча зимы»

Цель: Приобщить детей к духовной культуре народа, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Задачи:
1. Знакомить с календарно-обрядовым праздником.
2. Прививать детям интерес к устному народному творчеству и народному искусству.
3. Развивать любознательность, воспитывать любовь к своей малой родине.
Персонажи: Василиса (музыкальный руководитель в русском костюме)
Емеля (педагог в русском костюме)
В центре зала стоит театральная ширма, оформленная под русскую избу; возле ширмы стоят лавочки. Дети в русских народных костюмах входят в зал под сибирские наигрыши и встают полукругом. Их встречает Василиса.

Василиса: Солнце ясное проснулось, (подняли руки вверх и опустили вниз)
Улыбнулось, (развели руки в стороны)
Потянулось, (тянем руки вверх)
Здравствуй, Петя-петушок,
Золотистый гребешок.
Вот уже и рассвело –
Ты скорей буди село,
Пора в доме прибирать,
Праздник весело встречать
Ребята, а какой сегодня праздник?
Дети: Кузьминки – по Осени поминки. Мы тебя, щедрая Осень, хвалим, добрым словом прославляем.
1 реб.: Спасибо тебе за пшеницу –
Все: Будут в избе пироги водиться!
2 реб.: Спасибо за гречку,
Все: Каша будет в печке!
3 реб.: Выросли в лесу грибы,
Все: Мы набрали кузовки!
4 реб.: А бруснику с клюквой –
Все: На кисель, варенье,
Для хорошего настроенья!
Василиса: Ты подгорна,
Ты подгорна – широкая улица!
Мы пойдем плясать,
Всех вокруг забавлять!
Звучат сибирские наигрыши, дети заходят в «избу», садятся на лавочки.
Слайд «Русская изба».

Василиса: «Осенними вечерами, после завершения работ в поле и огороде, в натопленной избе собирались на посиделки парни и девушки. Дома в Сибири строили из сосны и лиственницы». Климат в нашем крае суровый, зима длинная и холодная. Завоет за окнами вьюга, затрещат морозы – а в доме, возле русской печки, тепло и уютно.

Девушки на праздник ждали гостей и готовили праздничный стол. Но даже во время посиделок они не бросали свое рукоделие. «Рукодельница»

Какие были мастерицы наши прабабушки: вязали, шили, вышивали, пряли и ткали! За что ни брались – любое дело спорилось. А все ли у нас здесь мастерицы, рукодельницы?
Конкурс «Кто быстрее смотает клубок пряжи».

«Кузьма и Демьян – покровители ремесленников».

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Главные герои этого праздника – святые Кузьма и Демьян – покровители ремесел, кузнечного искусства. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессребренниками.

А где же наши кузнецы – удалые молодцы?
Под русские наигрыши выходят мальчики «кузнецы».
Все: Хозяйка, кузнецы нужны?
Василиса: А что вы умеете делать?
Все: А вот что!
Инсценировка песни «Во кузнице».
Реб.: Вот тебе, хозяйка, и уменье наше в дом пригодится.
Василиса: Ай, спасибо, работнички. Ну, уважили кузнецы. А еще народ Кузьму и Демьяна называл кашенниками.
Реб.: Печка-барыня,
Не вари кашу круту,
Вари мягоньку
И разваристу.
Василиса достает из печи горшочек с кашей, приговаривая: За крутой кашей и разговор краше. Да готова ли каша? Пробует. Нет, еще не упрела. Падает ложка. Василиса поднимает.
Слайд «Деревянные ложечки».

Первые ложки назывались «белесые». Лишь спустя некоторое время стали ложки расписывать, да наряжать. В каждой губернии ложки расписывались по-своему. А давайте возьмем ложки и сыграем.
Оркестр ложкарей.
Ложки весело стучат,
Ноги в пляс идти хотят.
Становись, честной народ,
Пляска нас с тобой зовёт.
Танец «Московская кадриль». муз. В. Темнова

Слайд танец

Василиса: А вот и каша – с пылу с жару.
Кто как работает, тот так и ест.
Конкурс «Кто кого переест».
Приглашаются два участника. Кто быстрее съест кашу, тот и победил.
Василиса:
На Кузьму и Демьяна к кому на двор валенок прилетит – там и свадьбу играли.
Из дверей бросают валенок.
Василиса: Ой, смотрите! Валенок на наш двор прилетел. Девки, собирайтесь, наряжайтесь, жених сейчас к нам придет!
Под русскую народную песню «Ах вы, сени» входит Емеля с балалайкой.
Емеля: Здорово, хозяева! Я свататься пришел! Валенок мой у вас?
Василиса: У нас, вот он!
Емеля: А невесты у вас есть?
Василиса: Есть! Умницы, красавицы, да мастерицы! А мы тебе поможем невесту выбрать.
Игра «Бояре». Все стоят напротив друг друга в две шеренги; под музыку идут и поют сначала первые, а потом вторые.
1. Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна!
2. Бояре, а какая вам нужна,
Молодые, а какая вам нужна?
1. Бояре, а вот эта нам нужна,
Молодые, а вот эта нам нужна!
2. Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас!
1. Бояре, мы ей пряничков дадим,
Молодые, мы ей пряничков дадим!
2. Бояре, она пряничков не ест,
Молодые, она пряничков не ест.
1. Бояре, мы ей платочек дадим,
Молодые, мы ей платочек дадим.
2. Бояре, она плеточек боится,
Молодые, она плеточек боится!
1. Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
Василиса: Ну что, выбрал невесту?
Емеля: Я бы женился, да нет такой невесты, которая мне нужна!
Василиса: А какая тебе нужна?
Емеля (загибает пальцы): Чтобы она была богатая, чтобы она была красивая, чтобы она была последняя дура.
Василиса: Почему?!
Емеля: А вот почему. Если она будет богатая, красивая и умная – так она за меня, такого дурака, и замуж не пойдет.
Василиса: Ах, раз ты такой – пора тебя из избы гнать!
Емеля: Нет! Я – не дурак, я – весельчак! Становись, честной народ, в наш веселый хоровод!
Подвижная игра «Емелька».
Емеля стоит в центре круга, дети по кругу идут и поют под русскую народную песню «Ах вы, сени», Емеля их ловит.
Емелька! Емелька!
В лес ходил, дрова рубил,
И нас ловил!
Василиса: Какой ты, Емелюшка, веселый!
Емеля (Сибирским говорком): Но! А вы сумлевались! А я еще и добрый, приготовил для вас угощение. Василиса, самовар на стол ставь, да сладким чаем угощай!
Слайд самовар.
Русская народная песня «Во горнице, во новой».

Чаепитие.

V
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Фольклор — народное творчество, чаще всего устное, это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Люди, создавшие народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Что же относится к детскому фольклору?
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Спеть закличку «Ой, кулики» 
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Например игра «Гори, гори, ясно», «Ворон» и др.
Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».
Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.
Прежде всего — это то, что, взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.
Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем
Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.
То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
   Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Виды народного фольклора
 Народные песни
Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура. Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях. «Как у наших у ворот», «Со вьюном я хожу»
Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Колыбельная
В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.
Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.
Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам… Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.
Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.
В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.
Люли, люли, люли,
Прилетали гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».
Русские танцы, хороводы
Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения (ковырялочка, топотушки, вертушки) помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. На занятиях мы разучиваем такие хороводы: «Светит месяц», «На горе-то калина», «Сударушка», «Вологодские кружева»
Народные игры
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга или показать быстроту движений, ловкость.
Календарные праздники
Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
Игра на русских народных музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

VI Аналитическая записка
Представленное методическое пособие направлено на приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа, народному творчеству, воспитанию любви к русским народным песням и малой родине.
Основные выделенные задачи:
-прививать любовь к русской народной песне сибирского края;
-развивать знание родного языка;
-формировать у детей представления о русской обрядности.
Для реализации поставленной цели была выбрана форма музыкальная гостиная. Это форма наиболее актуальна для организации музыкально — фольклорной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В фольклорных праздниках широкое используются все виды малого фольклора (сказки, песни, пословицы, потешки, загадки, поговорки, хороводы, игры и т.д.).
Позитивным результатом данной разработки является представление музыкальных гостиных на разных открытых городских мероприятиях.

VII Использованная методическая литература
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова. — СПб:
«Детство-пресс», 2003.-400с.
2.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- СПб:
Детство-Пресс, 1998г.-304 с.
3.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе.
2000,-224 с.

  1. Народный календарь. План-Программа, Конспекты занятий. Сценарии
    Праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. — СПб: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.-304с.

III Нотная литература

1. Аверкин А. Песенник Припевки, шутки, прибаутки выпуск 8

Москва «Советский композитор» 1989
2. Зацарный Юрий Андреевич
Песенник выпуск 6 русские народные песни
Москва Издательство «Советский композитор», 1985
3. Мерзлякова С. «Гармошечка-говорушечка»
Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села
составитель «Музыка», 1981г.
номер 11230
4. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. LINKA-PRESS Москва 2000
5. Науменко Г. М. Жаворонушки выпуск 4 русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
Москва «Советский композитор» 1986
IX Приложения
Приложение 1
Танец «Вдоль по улице молодчик идет» (авторский) к сценарию
Музыкально-Фольклорный праздник для старшего возраста.
«Заходите на огонек!»

Участвует нечетное количество детей в русских народных костюмах: солист-молодчик и 6-8 пар детей с ложками. Исходное положение: пары стоят по кругу друг другу лицом, в руках держат ложки, солист в середине круга. Исполняется под р. н. м.
Вступление: Легкие повороты вправо-влево, не отрывая ноги от пола.
1 куплет
Вдоль по улице молодчик идет
Вдоль по широкой удалый идет.
Солист, подбоченясь, важно идет по кругу. Ложкари стоят на месте, легко играют на ложках и выполняют пружинку с поворотом вправо-влево.
Все останавливаются.
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори,
Вдоль по широкой удалый идёт.
Солист выполняет присядку, с выставлением ноги на пятку поочередно то правой, то левой. Ложкари поочередно выставляют правую, левую ноги на пятку, при этом легко наклоняются и выполняют игру на ложках.
2 куплет
Как на молодце-то хмурый кафтан,
Опоясочка-то шелковая.
Солист разводит руки в стороны, ногами выбивает дробь. Ложкари отходят друг от друга назад на 1-6 шаги (притопы и хлопки ложками), затем сходятся друг к другу на 8-12 шаги (притопы и хлопки ложками)
Припев: Тот же
Повторяются движения припева
3 куплет
Рукавички-то барановые,
А сапожки-то сафьяновые.
Солист кружится вокруг себя на шаге припадания; при этом «хвастается рукавицами» (подняв руки вверх и вращая кистями). Ложкари выполняют хлопки ложками около правой и левой щеки.
Припев: тот же
Повторяются движения припева
4 куплет
На нем шапочка-то бархатная,
А околышек из соболя.
Солист кладет руки на голову и важно идет по кругу. Ложкари играют на ложках и двигаются тоже по кругу.
Припев: тот же
По окончанию танца все выставляют правую ногу на пятку, разводят руки в стороны и при этом говорят: «Эх!». Затем выполняют притоп ногой и хлопок ложками и говорят: «Всё!». Делают поклон – и с притопами и игрой на ложках уходят на места.
Приложение 2
Иллюстрации фото к музыкальным гостиным