В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа. Средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры. Задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средством музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра динамики. Их продолжительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения. Динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.
Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»
Игра на определение характера музыки
Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения: грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:
- Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
- Грустная, жалобная;
- Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры:
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкально-дидактическая игра «ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
Игра на развитие слуховых представлений.
Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.
Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» — звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» — звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.
Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов
Музыкально-дидактическая игра «КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»
Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.
Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.
Методика проведения:
Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» — в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» — в низком, «Медведь» — в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок)
Музыкально-дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Закрепление пройденного материала.
Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.
В нём игрушки: мишка, заяц, кошка, петушок.
Ход игры.
Музыкальный руководитель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений:
«Петушок», «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Медведь» В. Ребикова и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Рекомендую эти музыкально дидактические игры использовать на музыкальных занятиях для детей среднего и старшего возраста для развития
музыкального восприятия — слушания детей; развивать умения внимательно слушать музыку, эстетический вкус, мышления и памяти, представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации