Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки


В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа. Средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры. Задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средством музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра динамики. Их продолжительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения. Динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра на определение характера музыки

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения: грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

  • Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
  • Грустная, жалобная;
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора.  Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкально-дидактическая игра «ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.

Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» — звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» — звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.

Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов

Музыкально-дидактическая игра «КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»

Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» —  в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» — в низком, «Медведь» —  в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок)

Музыкально-дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепление пройденного материала.

Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.

В нём игрушки: мишка, заяц, кошка, петушок.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений:

«Петушок», «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Медведь» В. Ребикова и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Рекомендую эти музыкально дидактические игры использовать на музыкальных занятиях для детей среднего и старшего возраста для развития

музыкального восприятия — слушания детей; развивать умения внимательно слушать музыку, эстетический вкус, мышления и памяти, представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации