Консультация для муз. руководителей. Кукольный театр.


Кукольный театр в детском саду

Кукольный театр-это синтетическое искусство, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка, и музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Как известно, дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Кукольный театр им близок, понятен и доступен. Дети с удовольствием встречают знакомых полюбившихся героев. Когда на ширме мишка, собачка, кошечка ожили, заговорили и задвигались, они стали для детей еще интереснее и привлекательнее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Практически во всех пьесах и сценках раскрываются темы дружбы и взаимопомощи. Во многих произведениях, на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание помочь друзьям. В то же время лентяи, зазнайки и неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке к проведению кукольного спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забывать, что кукольный театр-это первое приобщение дошкольников к театру, искусству.

        С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

        И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развивает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.  

        Работа с куклой на ширме требует от ребенка довольно больших усилий.  Сложно управлять куклой, надетой на руку, даже взрослому. Для освоения навыка нужны подготовительные упражнения: «Кукла появляется на ширме», «Кукла кланяется», «Кукла хлопает в ладоши», «Кукла пляшет», «Кукла уходит» и т. д.  Задание выполняется поочередно правой и левой рукой. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук и координации движений.

         Кукольные спектакли проходят интереснее, если присутствуют музыкальные номера, которые лучше раскрывают характер героев.  Если таковы имеются в спектакле, то их разучивают с детьми отдельно. Затем наступает самый сложное: соединить вместе работу с куклой на ширме и ее озвучивание, ведь у каждой куклы определенный характер и его нужно передать с помощью разной интонации голоса, своеобразными движениями, характерными для персонажа.

         Но, как бы ни было трудно, детям очень нравится общаться с куклами. Для детей это увлекательная игра. И в этой игре даже робкий, застенчивый ребёнок откроется.

        На занятии нужно создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

        Хороши для кукольных спектаклей разработки М.Ю. Картушиной («Курочка Ряба», «Бобик и его друзья», «Зимний теремок»).

Показ спектакля начинается в группе (это как генеральная репетиция). Следующий показ проходит в зале. Перед спектаклем дети в кассе «покупают» билеты, которые готовят дети старших групп. Как в театре звучит звонок к началу спектакля и начинается зрелище, в котором участвуют все: юные актеры и их зрители. Виды кукольного театра

1.Пальчиковый, Рукавичковый, Настольный плоскостной, Кулачковый, Тростевой, Ложковый,«би-ба–бо», Напольные куклы, Маски, маски-шапки.

По способам проведения бывают:

— Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

— стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

— театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

— верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);

— напольные куклы (марионетки, конусный театр);

— театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески). Чтоб рука артисткой стала Нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант, и все в порядке .Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

1 ЭТАП.

  • Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.
  • Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 ЭТАП.

  • Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
  • Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время «жить», что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.
  • Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы — значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь — с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.
  • Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 ЭТАП.

  • Добавляем к движениям — голос, один из важных моментов.
  • Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 ЭТАП.

  • Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
  • В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
  • Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 ЭТАП.

  • Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
  • Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.
  • Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.
  • Когда нужно показать — лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам  новые слова, употребляемые в театре:

  • сцена, ширма, зрители, аплодисменты, декорации, освещение, кулисы, занавес, афиша, билеты, зрительный зал, кукловод, спектакль

«Кукольные театры для дошкольников своими руками»

      Кукольный театр – одна из самых интересных игр, которые нравятся не только детям, но и их родителям. Дети раскрывают свою фантазию, ставят любимые сказки, придумывают новые. Когда ребенок только родился, мама и папа могут сами устраивать ему маленькие представления, посредством которых происходит тесный эмоциональный контакт с ребенком, а когда малыш подрастет, он сам сможет дома показывать целые представления. 

     Для организации кукольного театра дома на первом этапе необходимо создать условия для театральной деятельности, изготовить ширму приобрести набор кукол. Куклы для кукольного театра должны быть различных систем, яркие, удобные в управлении. Такие куклы формируют определенные умения и навыки, развивают детское творчество. Но не всегда есть возможность приобрести нужные куклы для театрализованной деятельности, значит, их нужно сделать своими руками. Игрушки для театра могут быть изготовлены из картона, поролона, папье-маше, ложек, ткани, меха и других материалов.

«Домашний кукольный театр»

«Волшебный край!» — так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.

Хочется добавить — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

 Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.

  • Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
  • Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

  • Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
  • Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

  • Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
  • Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

  • Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
  • Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук
  • Когда одна кукла говорит, остальные должны быть     неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
  • Характер актера передается кукле

Упражнения с кукольным театром «би-ба–бо»

— ПОДГОТОВКА К ПОКАЗУ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА,

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ. КУКЛОВОЖДЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЯ 

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором — сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости — он прыгает, при испуге — дрожит, при удивлении — разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка «Игра в прятки», где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок — живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.