Из опыта работы


Сообщение из опыта работы: «Создание условий для развития музыкальных природных задатков и способностей дошкольников»

Петрова А.М.

Программа дошкольного образования ставит перед нами задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольников не только в пении, но и в игре на детских музыкальных инструментах, в танцах и играх.

Но, прежде всего, необходимо выявить особенности развития музыкально-ритмического слуха и музыкально-творческих проявлений детей. Для этого использую различные творческие задания, музыкально-дидактические игры: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Прогулка». Они помогают определить уровень развития музыкального слуха детей, их интерес к музыке, к игровым образам и творческим заданиям. Творческие проявления детей в ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем их музыкального развития.

На музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Необходимо воспитывать у детей творческие отношения к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образу песни, инструментальной пьесы.

На первом этапе можно детям предложить создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танец веселых лягушат, танцы смелых кавалеристов).

На втором этапе задания усложняются. Развитие музыкально – игровых образов в действии отдельных персонажей («Ворон, русская народная прибаутка», «всем Надюша расскажи», белорусская народная песня, «Сапожник», Чешская народная песня, передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагаю передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т.д.).

И на четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», муз. А. Филипенко; «Жили у бабуси», русская народная песня).

Хороших результатов в развитии музыкально-творческих способностей детей можно добиться, если в музыкальном воспитании активно участвуют родители. Успех музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого, своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители. Работу с семьей необходимо вести параллельно с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке.

Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных музыкальных навыков, и, безусловно понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка. Надо стремиться создать условия для информированности родителей о музыкальной деятельности детей в детском саду. С этой целью нами составляются в начале учебного года планы по музыкальному просвещению родителей. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, оформление папок и стендов. Знакомство с программой детского сада по музыкальному воспитанию проводится на родительских собраниях, где рассказываются задачи, формы и методы работы по развитию творчества детей, их самостоятельной музыкальной деятельности. Родители учувствуют в оформлении помещения к праздникам, изготовлении музыкально-дидактических материалов, в приобретении детских музыкальных инструментов, оказывают помощь в проведении выездных детских концертов и конкурсах.

С детьми, у которых более развиты музыкально-творческие способности проводятся дополнительные занятия в вокальном кружке «Сударушка».

Целью деятельности кружка является активное приобщение дошкольников к русскому народному фольклору через потешки, прибаутки, скороговорки, русские народные песни, танцы, игры, календарно-обрядовые праздники.

На занятиях кружка:

  • обучаю детей сольному, ансамблевому, хоровому народному пению;
  • знакомлю с разными видами народного искусства;
  • создаю атмосферу национального быта
  • изучаем и используем фольклор (сказки, песенки, частушки, поговорки, пословицы, скороговорки, прибаутки, русские народные игры, календарно-обрядовые праздники);

Программа кружка предполагает работу музыкального руководителя с детьми 5-7 лет. Основной формой работы с детьми является занятие. С интересом дети знакомятся с народными приметами, связанными с тем или иным месяцем года:

Апрель – с водой, май – с травой

Майский мороз не выдавит слез

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Дождь в мае — хлеба поднимает.

В русских народных играх дети проявляют свою удаль и ловкость. В течении года разучиваем различные игры. Так, на празднике Покров играем в игры: «Заря – заряница», «Кружева», «Пятнашки». На святки: «Дедушка – рожок», «Прялица». На масленицу: «Горелки», «Гори гори ясно». На Пасху играем в игры с яйцами, «Солнышко – ведрышко» и др.

Полученные знания дети показывают на открытых выступлениях, праздниках, фестивалях и концертах.

К концу года дети:

  • овладевают вокально-хоровыми навыками: звукообразованием, правильным дыханием, дикцией, строем (чистотой интонирования), ансамблем (слаженностью голосов;
  • знают русские народные инструменты и умеют их различать по звучанию, получают опыт игры на деревянных ложках, гуслях;
  • осваивают танцевальные шаги: с притом, с пружинкой, топающий шаг, переменный шаг, шаг с каблука, с поднятием колена, елочка и гормошечка.

Дети, занимающиеся в музыкально-фольклорном кружке, имеют награды, которые получают на городских конкурсах. Материалы о публичных выступлениях детей отражаются на сайте детского сада, на страницах местных газет.

Практикум с участниками семинара:

— хоровод с движениями;

— русская народная игра «Сапожник»